Пресса о нашей школе, газета «Новости Петербурга»

«Истинное боевое искусство не красиво, красивое не истинно». Это мудрое изречение древних столетия лежало в основе изучения восточных единоборств. Но, к сожалению, популяризация боевых искусств Востока в мире, привела к искажению сути уникальной системы развития человека, сведя ее к банальной зрелищной драке

 

Процесс упрощения и популизма карате, тхеквандо, ушу, затронул не только запад, но и самих носителей уникальной культуры. Как же постичь суть великих традиций? «Развивать в первую очередь, мысль, а не движение» — считает известный китайский мастер – Учитель Чжун Ляньбао, который в конце октября побывал в одной из школ традиционного ушу в Петербурге.

 

 

— Я занимаюсь ушу с 1953 года, и практикую стиль «Цисин танланцюань», что в переводе на русский означает «Кулак богомола семи звезд», — рассказал Чжун Ляньбао корреспонденту «НП». – В боевые искусства пришел вместе со своими братьями (я был самым младшим в семье) — родители отдали туда, для того, чтобы мы физически развивались. В те времена в Китае было принято заниматься так называемым «спортивным» ушу, но мне повезло, что я все-таки попал к мастеру традиционного искусства – Учителю Лин Дзиньшану. После десятилетий тяжелых тренировок и глубокого изучения, я унаследовал от него стиль «Кулак богомола семи звезд». В 1971 году мой учитель ушел из жизни в возрасте 87 лет. После его смерти я возглавил школу и возглавляю ее до их пор. Могу сказать, что проблема популяризации боевых искусств, которую вы затронули, существует и в Китае. До 1980 года, ушу для китайца, в первую очередь, было предметом всестороннего изучения, поскольку это наша тысячелетняя культура. Люди занимались им для укрепления здоровья и духа, ну и, конечно же, для самозащиты. Однако уже в 80-е годы китайцы все больше стали обращать внимание на его сугубо боевой аспект и заниматься, грубо говоря, «для драки». Сейчас эта мода пошла на спад и популярностью вновь начало пользоваться традиционные стили.

 

— Вам, как представителю традиционного ушу, не обидно, что люди судят о вашем занятии на основе фильмов – боевиков?
— Эти фильмы не имеют никакого отношения к истине. В кино все должно быть зрелищно, это понятно любому человеку. Все, что показывают на экранах, имеет мало общего с боевыми искусствами, это, думаю, знают все, кто занимается ушу серьезно. Лично я предпочитаю традиционные стили, все-таки они гораздо полезнее и для здоровья, и для разума. К сожалению, в Китае мало серьезных школ, но есть много людей, которые занимаются самостоятельно.

 

— Какое впечатление на вас произвели российские бойцы?
— Девять лет назад в Китае я встретил одного парня из России. Он меня впечатлил. Если говорить об учениках, то мне кажется, что российские ученики в чем -то даже внимательнее, чем мои, китайские. Другое дело, что продвижение у вас идет медленнее в силу того, что русские не понимают китайского языка, поэтому иногда теряется мысль, которую я хочу передать.

 

— То есть без знания языка, невозможно постичь традиционную систему?
-Это сложнее. Я видел много бойцов из разных стран, ведь филиалы нашей школы находятся в Малайзии, Германии, Нидерландах, Италии, Тайване, на Филиппинах. И все же, чтобы постичь суть китайского ушу, желательно знать китайский язык. Для тех, кто хочет продвинуться в этом боевом искусстве, я бы посоветовал, прежде всего, определиться с целью занятий. Когда наступит ясность мысли, тогда наступит развитие.

 

— Вам 67 лет, но вы легко одолеваете более молодых соперников. Расскажите о системе ваших тренировок
— Я тренируюсь по часу в день и 3-4 часа преподаю. Так происходит ежедневно, из года в год, много лет. Умеренно ем, практически не употребляю алкоголя. Вот и весь «секрет». Своих учеников я заставляю заниматься минимум по 45 минут ежедневно, плюс даю задание на дом. Такая система тренировок, по-моему, очень эффективна.

 

— У вас есть тот единственный ученик, которому вы передаете знания, которые никогда не дадите другим?
-Нет, по китайской традиции я пока не могу иметь такого ученика. Когда я закончу преподавание в школе, то закрою двери и только тогда оставлю избранного человека. Но в ближайшее время я не собираюсь этого делать.

 

Наша справка:
Слово «Ушу» состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «воинское искусство».
Ушу зародилось в Китае несколько тысячелетий назад. Долгое время оно считалось закрытым знанием и практиковалось в основном, в монастырях и частных школах. К XX -му веку это боевое искусство синтезировало в себе воинский опыт и традиции многих поколений и достижения традиционной китайской медицины, различные направления религиозно-философских доктрин и учений Китая за весь многовековой период его развития.
В 50-е годы XX века ушу было объявлено «феодальным пережитком» и запрещено. Вместо этого появилось так называемое «новое ушу», где из многообразного арсенала техник был выделен лишь один аспект, наиболее пригодный для демонстраций, – сильно упрощенные комплексы формальной техники «таолу» и спарринги, больше напоминающие кикбоксинг. Именно тогда китайское искусство начало популяризироваться и терять свою уникальность: ушу превратилось в спортивную дисциплину, больше напоминающую боевой танец, который можно демонстрировать на соревнованиях, нежели применять в реальном бою. В таком виде «новое ушу» пришло на Запад, где получило развитие благодаря популярным в те годы фильмам с Брюсом Ли.
Сегодня это боевое искусство условно делится на «спортивное» — так называемое «зрелищное ушу», которое демонстрируется на спортивных состязаниях и «традиционное боевое ушу», представляющее собой уникальную систему психофизического тренинга, нацеленное не только на реальный поединок, но и на духовное развитие учеников.